О результатах надзорной деятельности за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 2016 год

В 2016 году органами прокуратуры области выявлено более 2 тысяч нарушений требований антикоррупционного законодательства, для устранения которых прокуроры принесли 349 протестов, в суды направили  63 заявления (иска) на сумму 78 тыс. руб., внесли 371 представление об устранении нарушений закона, по результатам их рассмотрения к установленной законом ответственности привлечено 335 должностных лиц. Кроме того, по постановлениям прокуроров к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 28 лиц. Для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ по результатам общенадзорных проверок направлено 26 материалов, по результатам рассмотрения которых возбуждено 19 уголовных дел.

Прокурорами продолжает выявляться значительное количество нарушений при проверках полноты и достоверности предоставленных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Такие нарушения в прошлом году допущены федеральными государственными служащими Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, Главного управления МЧС России по Калининградской области. Прокуратурой области выявлены факты недостоверного предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 35 главными врачами государственных учреждений здравоохранения области, а также главными врачами учреждений здравоохранения МВД России и УФСИН России. Аналогичные нарушения закона выявлялись и при проверке деклараций депутатов.

По требованию Светлогорского межрайонного прокурора досрочно прекращены полномочия депутата окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» и депутата городского Совета депутатов МО «Поселок Приморье»; по требованию прокурора Полесского района – депутата Совета депутатов муниципального образования «Полесское городское поселение»; Багратионовского района – 2 депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ».

Реагировали прокуроры и на выявляемые факты наличия конфликтов интересов.

Так прокуратурой Полесского района установлен факт неправомерного дробления главой администрации Тургеневского сельского поселения заказа на благоустройство зоны отдыха в пос.Тургенево при наличии конфликта интересов у главы администрации сельского поселения.

Установлено, что в соответствии с программой благоустройства территории Тургеневского сельского поселения запланированы расходы на благоустройство зоны отдыха в сумме 180 000 руб.

Администрацией Тургеневского сельского поселения в лице его главы в целях дробления заказа заключены подрядные договоры с ИП Лавровым  на сумму 81 092 руб. и с ИП Корома, являющимся сыном главы администрации, на сумму 98 901 руб.

Договор с ИП Корома заключен 06.04.2016, а 07.04.2016 расторгнут в связи с возникновением конфликта интересов у главы администрации поселения.

В связи с этим прокурор района в отношении главы администрации возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.

Постановлением УФАС по Калининградской области чиновник привлечена к административной ответственности и оштрафована на 30 000 рублей. Постановление вступило в законную силу.

В истекшем году органами прокуратуры области выявлены и факты участия руководителей муниципальных унитарных предприятий в управлении коммерческими организациями.

Так, директорами МУП «Аптека № 32», МУП «Олимп», МУП «Жилье», МУП «Ритуальные услуги», МУП «Чистота», МУП «Эксплуатирующая организация – Янтарный» нарушены требования Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в связи с чем Светлогорским межрайонным прокурором главе муниципального образования «Янтарный городской округ» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Аналогичные нарушения выявлены прокуратурами Багратионовского, Краснознаменского, Полесского районов, городов Немана, Балтийска.

Большинство нарушений в сфере бюджетного законодательства выявлено в связи с незаконным получением субъектами предпринимательской деятельности субсидий, выделяемых на их развитие.

Органами прокуратуры области принимаются меры по возмещению ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями (преступлениями). Всего  в прошлом году в суды предъявлено 11 исковых заявлений о возмещении ущерба, причиненного актами коррупции на сумму более 600 млн.рублей. Вынесенными на конец года судебными решениями или добровольным удовлетворением требований прокурора в бюджеты разных уровней возвращено более 77 млн.рублей.

Например, Центральным районным судом г. Калининграда удовлетворены исковые требования Гусевского городского прокурора о взыскании с бывшего главы администрации более 70 млн.рублей, незаконно перечисленных подрядчику за невыполненные работы.

Прокурором Багратионовского района с бывших должностных лиц учреждений района взыскан ущерб, причиненный в результате присвоения денежных средств, начисленных за фиктивно устроенных граждан, на сумму 56 тыс. рублей, а также оплаты административного штрафа на сумму 2 тыс. руб.

Прокурорами Московского района г. Калининграда и г. Светлого в порядке ст. 44 УПК РФ предъявлены исковые заявления о взыскании с руководителей коммерческих организаций незаконно полученных субсидий.

Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Наиболее характерными коррупциогенными факторами в нормативных правовых актах являются широта дискреционных полномочий, принятие нормативных правовых актов за пределами компетенции, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, а также отсутствие или неполнота административных процедур.

Так, например, прокурором Гурьевского района опротестованы положения административного регламента по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, позволяющие приостанавливать процедуру предоставления услуги.

По требованиям прокуроров г. Балтийска, Правдинского района из административных регламентов исключены положения, касающиеся сроков рассмотрения жалоб в тридцатидневный срок, вместо установленного пятнадцатидневного срока.

По инициативе прокурора Гвардейского района устранены нарушения, позволяющие органам местного самоуправления определять минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов за пределами установленной компетенции, а также нарушения, связанные с утверждением органами местного самоуправления формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Прокурорами Зеленоградского, Полесского районов, г. Светлого опротестованы положения административных регламентов, возлагающих на заявителей обязанность представлять правоустанавливающие документы.

Прокурором г. Светлого опротестовано постановление городской администрации о порядке санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений муниципального образования «Светловский городской округ», согласно которому на Управление федерального казначейства по Калининградской области возлагались обязанности по проверке представленных учреждениями сведений.

Калининградским межрайонным природоохранным прокурором оспорены положения уставов муниципальных образований, в соответствии с которыми организация сбора отходов отнесена к вопросам местного значения, а также положения административных регламентов, регламентирующих порядок выдачи порубочных билетов, предусматривающие истребование у заявителей излишних документов.

Наибольшее количество нормативных правовых актов, содержащие коррупциогенные факторы, о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина – 202, что обусловлено принятием значительного количества административных регламентов органами местного самоуправления. В настоящее время из названных нормативных правовых актов выявленные коррупциогенные факторы исключены.