Об изменениях федерального законодательства Российской Федерации в области контроля (надзора)

С 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ.

Так, в Федеральный закон № 294-ФЗ введена статья 8.2, устанавливающая требования к организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в сети Интернет для каждого вида контроля (надзора) должны быть размещены перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), а также тексты соответствующих нормативных правовых актов.

Методические рекомендации по составлению такого перечня утверждены протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016 № 6 (размещены в системе Консультант Плюс).

В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений, устранения причин, способствующих нарушениям органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

В целях профилактики органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:

— осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

— обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

Статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено направление органами контроля (надзора) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Такие предостережения направляются при наличии у органа контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

В предостережении юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Правила составления и направления предостережений, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166.

Статьей 8.3 Федерального закона определены основные понятия мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

К такого рода мероприятиям отнесены, в том числе:

— плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ;

— административные обследования объектов земельных отношений;

— исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

— другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований, должностные лица органа контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление, с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В статье 9 Федерального закона № 294-ФЗ  предусмотрено использование при проведении плановой проверки должностным лицом органа контроля (надзора) проверочных листов (списков контрольных вопросов) в случаях, установленных положением, порядком организации и проведения каждого вида контроля (надзора).

Общие требования к содержанию проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177.

Вступили в силу и положения ч. 8 ст. 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ об использовании индикаторов риска нарушения обязательных требований.

В соответствии с указанной нормой Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), при организации которых  применяется риск-ориентированный подход, может быть предусмотрено использование для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю, индикаторов риска нарушения обязательных требований. Такие индикаторы разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети Интернет.

Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, определен постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806, в текущем году в данный перечень включены более 30 видов контроля и надзора.

В ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ уточнены способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки.

Так, установлено, что проверяемое лицо может быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой проверки) посредством направления копии распоряжения или приказа о проведении проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).

В статье 10 Федерального закона определена процедура предварительной проверки поступивших обращений.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо причинении вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы) уполномоченными должностными лицами органа контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки:

принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;

проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);

при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).

В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона, уполномоченное должностное лицо органа контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

В частях 3.4, 3.5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ урегулирован порядок действий органа контроля (надзора) при установлении анонимности или недостоверности обращения.

По решению руководителя, заместителя руководителя предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Кроме того, орган контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя расходов, понесенных таким органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

Кроме того, в ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрена обязанность должностных лиц органа контроля (надзора) принять разумные меры к установлению обратившегося лица при наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

В ч. 10 ст. 11 Федерального закона введена норма о запрете  истребования от юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении выездной проверки документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.

В ч. 7 ст. 12 определен порядок действий органа контроля (надзора) в случае невозможности проведения проверки, а также предусмотрено составление акта о невозможности проведения проверки в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с:

отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;

фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;

иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.

Кроме того, орган контроля (надзора) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В предусмотренные ч. 2 ст. 14 Федерального закона требования к содержанию и форме распоряжения (приказа) о проведении проверки включены требования об указании видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, реквизитов проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов), а также

иных сведений, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Изменена типовая форма приказа (распоряжения) о проведении проверки, утвержденная приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141.

Направляю данное информационное письмо для тщательного изучения изменений федерального законодательства Российской Федерации в области контроля (надзора) и доведения данных изменений в рамках работы по правовому просвещению до сведения поднадзорных контролирующих органов.