По требованию прокурора Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград» приведены в соответствие с законом

Прокуратура Центрального района г. Калининграда при осуществлении надзора за законностью издаваемых органом местного самоуправления нормативных актов установила, что Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденных Решением городского Совета депутатов Калининграда от 20.05.2015 № 161, противоречат требованиям законодательства.

Федеральным законом  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих,  в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду,  регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, что, в частности, означает, что органы государственной власти региона обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, предусматривающее как принятие самих правил содержания и выгула домашних животных, отлова безнадзорных животных, так и перечень конкретных мер по регулированию численности, отлову безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, определению круга лиц, обязанных осуществлять эти меры за счет средств регионального бюджета.

При этом такое регулирование должно осуществляться в пределах собственных полномочий и в соответствии с действующими федеральными нормами, не нарушать основных принципов государственно-правового устройства.

Таким образом, действующим законодательством  установлено, что представительный орган  городского округа не наделен полномочиями по решению вопросов содержания домашних условий.

Вместе с тем, городской Совет депутатов Калининграда, превысив предоставленные ему полномочия, утвердил своим решением в Правилах благоустройства территории городского округа «Город Калининград» главу 17, устанавливающую порядок содержания домашних животных.

В связи с этим прокурор района председателю представительного органа внес протест, по результатам рассмотрения которого решением городского Совета депутатов Калининграда от 28.04.2017 № 88 указанная глава исключена из Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград» в полном объеме.