Судебный порядок рассмотрения жалоб в уголовному судопроизводстве

Наряду с внутриведомственным процессуальным контролем и прокурорским надзором за соблюдением законов на досудебных стадиях уголовного судопроизводства законодателем установлен судебный контроль. Его применение позволяет выявить и устранить нарушения, которые ущемляют права и свободы участников процесса и иных граждан, не дожидаясь принятия окончательного решения по уголовному делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Если место производства предварительного расследования определено иное, чем место совершения указанного деяния, то жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

К иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, относятся, например, постановления должностных лиц о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, решения об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому (обвиняемому) мер процессуального принуждения (за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда), о месте хранения вещественных доказательств по уголовному делу и т.д.

Особое место занимают действия (бездействие) либо решения должностных лиц, затрудняющие доступ граждан к правосудию, которые ограничивают права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. Например, отказ в признании лица потерпевшим, в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проведении проверки этих сообщений, необоснованном продлении срока проверки, бездействие на стадии расследования уголовного дела при необоснованном продлении предварительного расследования или приостановлении предварительного расследования и другие.

Не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы судья в судебном заседании проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений вышеназванных лиц.

Судебное заседание проводится с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом, но только в случаях, когда указанные выше лица не настаивают на рассмотрении жалобы с их участием.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

— о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

— об оставлении доводов жалобы без удовлетворения.

Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдут нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.