Органы прокуратуры постоянно проверяют исполнение требований федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности

Действующим законодательством (Федеральным законом «Об отходах производства и потребления) в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности.

Так к 1 классу отходов относятся вещества чрезвычайно высокой опасности, которые в наибольшей степени оказывают вредное воздействие на окружающую среду. На практике  — это трансформаторы, конденсаторы, креозол и его остатки, ртутные термометры (отработанные или бракованные) и другие ртутьсодержащие приборы, асбестовая пыль, синтетические и минеральные масла, отходы солей мышьяка, антидетонационные присадки и отходы.

Ко II классу относятся высоко опасные вещества, которые могут привести к серьезному нарушению экологического баланса в окружающей среде. Это –  отработанные и бракованные аккумуляторы, автопокрышки, масла, щелочи, кислоты, гальванические элементы, остатки рафинирования нефтесодержащих отходов, свинцовые опилки, кислые смолы.

К первому и второму классам опасности относятся и промышленные отходы, которые образуются в процессе функционирования различных производственных предприятий (масла, щелочи, кислоты и другие химические вещества).

Влияние на экологию отходов I и II классов опасности настолько велико, что природе потребуется не менее 30 лет для восстановления причиненного ущерба.

В связи с этим органы прокуратуры постоянно контролируют ситуацию с обеспечением безопасного обращения с опасными отходами.

Так только в результате рассмотрения материалов дел об административных нарушениях в области обращения с отходами, в том числе и после прокурорских проверок, на юридических  и должностных лиц было наложено в 2015 году штрафов на сумму более 1,2 млн.руб., в 2016 году —  около миллиона руб., в истекшем периоде 2017 года — 110 000 руб.

При этом прокуроры проверяют как исполняют закон не только субъекты предпринимательства, но контролирующие органы.

Так на территории Калининградской области в настоящее время на основании лицензий, выданных Управлением Росприроднадзора по Калининградской области, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляет 151 хозяйствующий субъект. В государственный реестр объектов размещения отходов включены 8 объектов, из которых 1 хвостохранилище, 5 объектов хранения и 2 объекта захоронения твердых бытовых отходов.

Калининградской межрайонной прокуратурой было проверено соблюдение региональным Управлением Росприроднадзора, а также хозяйствующими субъектами требований законодательства о лицензировании в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Прокуратура установила, что  должностными лицами Управления Росприроднадзора при реализации установленной Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственной услуги по выдаче лицензий на право деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности допускаются факты необоснованного принятия решений о выдаче лицензий хозяйствующим субъектам в указанной сфере.

Так, Федеральными законами «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Для получения лицензии на указанный вид деятельности заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора, в том числе,  копии документов, подтверждающих наличие у заявителя, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).

Однако, как установила природоохранная прокуратура, Управлением принимались решения о выдаче лицензиатам испрашиваемых лицензий при предоставлении  различными хозяйствующими субъектами идентичных документов, подтверждающих права аренды в отношении  одних и тех же зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ.

Такие нарушения допущены были при принятии решений по заявлениям МУП «Радуга» и  ООО «Чистый город Гвардейск», указавших один и тот же адрес    — пос.Ельняки, полигон ТБО, а также по заявлениям ООО «АКБ 39» и ООО «БТПД «Ресурсы Севера», представившим сведения об одном и том же адресе места осуществления лицензируемого вида деятельности — г. Калининград, ул.Ялтинская, д. 66.

В связи с этим Калининградский межрайоный природоохранный прокурор руководителю Управления Росприроднадзора по Калининградской области внес соответствующее представление.

В настоящее время в Калининградской области выдано 65 лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности.

В соответствии с законом субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны формировать отчеты об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в программе «Модуль природопользователя» и экспортировать его на Веб-портал приема отчетности Росприроднадзора.

Отчет автоматически регистрируется на Веб-портале с присвоением ему идентификационного номера. Кроме того, предприниматели представляют в уполномоченный орган отчетность и на бумажном носителе.

Вместе с тем, как показывают проверки, не все предприятия добросовестно исполняют установленную законом обязанность отчитываться по обращению с отходами.

Например, прокуратура Центрального района города Калининграда  неоднократно выявляла факты не предоставления предпринимателями соответствующей отчетности в установленный законом срок (до 1 февраля). Среди нарушителей — ООО «Ремжилстрой», ЗАО «Алко-Нафта», ООО «БалтТехпром».

Чтобы понудить предприятия выполнить свои обязанности прокурор района направил иски в суд.

Калининградский межрайонный природоохранный прокурор возбудил 17 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.5 КоАП — сокрытие или искажение экологической информации, в отношении ответственных должностных лиц  предприятий и организаций (ООО «БАТТОР», ООО «Золотой ресурс», ООО «Стрела», ООО «КлинЭксперт», ООО «Благоустройство», ООО «Дарлен», ООО «Дармет-Плюс», ООО «Северо-Запад сервис»), которые также не представили указанную отчетность за 2016 год.

Не менее серьезным нарушением законодательства является и отсутствие у хозяйствующих субъектов паспортов на опасные отходы I-II классов опасности.

Так по инициативе Калининградского межрайонного природоохранного прокурора ООО «Судоремонт-Запад» и его директор были привлечены к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами) и оштрафованы на 110 тысяч рублей.

Устанавливают прокуроры и факты, когда руководители предприятий не утруждают себя оформлением документов, необходимых для  работы с опасными отходами.

Калининградская межрайонная природоохранная прокуратура проверила  правомерность размещения ООО «Ремжилфонд» отходов на полигоне ТКО в г.Светлом и установила, что предприятие транспортирует  и размещает отходы на арендуемом земельном участке, расположенном  в  МО «Светловский городской округ» (г.Светлый, ул. Дружбы, 29), который ранее использовался в качестве свалки бытовых отходов.

При этом лицензия на размещение отходов I — IV классов опасности у ООО «Ремжилфонд» отсутствует.

Кроме того, свалка отходов, на которой ООО «Ремжилфонд» размещает отходы, не состоит в государственном реестре объектов размещения отходов.

Таким образом, нарушая требования законодательства об отходах производства и потребления, общество систематически сваливает отходы на арендуемый земельный участок.

По результатам проверки природоохранный прокурор возбудил в отношении ООО «Ремжилфонд» и его генерального директора дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 и ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

По постановлениям прокурора на нарушителей природоохранного законодательства наложены административные штрафы на общую сумму 284 тысячи рублей.