Состоялось заседание коллегии, на котором были обсуждены вопросы соблюдения законодательства, регулирующего использование государственного и муниципального имущества

Сегодня, 13.09.2017, в прокуратуре Калининградской области под председательством прокурора области С.Н.Хлопушина состоялось расширенное заседание коллегии, на котором были обсуждены вопросы соблюдения законодательства, регулирующего использование государственного и муниципального имущества.

В работе коллегии приняли участие руководитель территориального управления Росимущества в Калининградской области Сибирева Н.И., руководитель (директор) Агентства по имуществу Калининградской области, врио руководителя УФССП России по Калининградской области Байдураев М.Н., а также прокуроры городов и районов области и сотрудники аппарата.

На коллегии было отмечено, что  для обеспечения рационального использования бюджетных средств приоритетное значение в надзорной деятельности органов прокуратуры приобретают вопросы соблюдения требований законодательства при управлении и распоряжении государственной и муниципальной собственностью.

В связи с этом прокуратура области провела проверку, которая показала следующее.

В реестре федерального имущества ТУ Росимущества по Калининградской области по состоянию  на 01.01.2017 учтено 8706 объектов недвижимого имущества, 3429 земельных участков 3429  и 4905 объектов  движимого имущества.

Доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности за 2016 год составили  более 132 млн.рублей.

По состоянию на 01.01.2017 года в собственности Калининградской области находилось 4 277 земельных участков общей площадью 834 709,9 кв.м. При этом количество действующих договоров аренды земельных участков составило 396 единиц. Кроме того, количество договоров аренды недвижимого имущества, заключенных с коммерческими организациями и предприятиями, а также договоров доверительного управления по состоянию на 01.01.2017 года составило 40 единиц.

Вместе с тем, на начало текущего года задолженность по арендной плате за движимое и недвижимое имущество области и доходам от доверительного управления составила более 686 млн. рублей, что больше задолженности по состоянию на начало 2016 года на  22,2%.

Прокурорские проверки соблюдения законодательства в указанной сфере показывают, что нередко нарушается закон при осуществлении уполномоченными органами  контроля за управлением, распоряжением и использованием имущества, а также в части полноты и своевременности принятия мер по контролю за устранением выявленных нарушений закона. Выявляются недостатки и при ведении претензионно-исковой работы с должниками по арендным платежам. 

ТУ Росимущества не в полном объеме осуществляется защита государственных прав и интересов Российской Федерации в части взыскания задолженности по договорам аренды, доверительного управления государственным имуществом. Так, например, по договору доверительного управления государственным имуществом (здание бывшего бомбоубежища) по ул. Черняховского, 78-а в г. Калининграде, заключенному в мае 2014 года с ООО «Неко-Плюс» на срок до 10.08.2018, задолженность указанной организации по доходам от доверительного управления имуществом составляет более 1 000 000 рублей.

Вместе с тем до настоящего времени ТУ Росимущества надлежащие меры по взысканию задолженности не приняты.

Аналогичные нарушения выявлены и в деятельности Агентства по имуществу Калининградской области, которое не всегда должным образом осуществляет контроль за поступлением средств в бюджет.  Так общая сумма задолженности, по которой некачественно и несвоевременно ведется претензионно-исковая работа, составила более 4,5 млн.рублей.

В ходе работы коллегии также было отмечено, что немаловажным является вопрос сохранности и надлежащего содержания объектов культурного наследия региона, которые в том числе находятся в федеральной и муниципальной собственности.

В данной сфере прокуратурой области систематически выявляются нарушения закона.

К примеру, в отношении таких объектов, как замок «Тапиау» (Гвардейск) и  замок «Прейсиш-Эйлау» (Багратионовск), находящихся в государственной собственности,  надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием указанных объектов культурного наследия не осуществлялся. В результате —  эти объекты находятся в технически опасном состоянии.

В ходе проведенной проверки прокуратурой области также  установлено, что объект культурного наследия федерального значения «Закхаймские ворота» сдавался ФБУ «Калининградский ЦСМ» в аренду Калининградской областной общественной организации фотохудожников без надлежащего согласования с ТУ Росимущества Калининградской области.

Помимо указанного прокуратурой выявлено, что нарушение аналогичного характера ФБУ «Калининградский ЦСМ» было допущено и при сдаче в аренду помещений объекта культурного наследия федерального значения «Бранденбургские ворота» АНО «Экспозиционный центр краеведения и истории ремесел».

В частности ФБУ «Калининградский ЦСМ» в марте 2017 года в адрес ТУ Росимущества Калининградской области направлен на согласование указанный договор аренды с АНО «Экспозиционный центр краеведения и истории ремесел».

Однако ТУ Росимущества Калининградской области отказало в согласование данного договора аренды в связи с наличием существенных замечаний.

 Несмотря на это, 20.06.2017 ФБУ «Калининградский ЦСМ» договор аренды был зарегистрирован до момента его согласования в установленном законом порядке с ТУ Росимущества Калининградской области.

Таким образом, органами прокуратуры выявлены факты нарушения закона при использовании имущества, находящегося в федеральной собственности, которые носят системный характер.

По данным фактам прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда в адрес руководителя ФБУ «Калининградский ЦСМ» внесено представление об устранении нарушений закона  и недопущению их впредь.

 

 

Кроме того, на коллегии было обсуждено и такое немаловажное направление, как работа службы судебных приставов. Вместе с тем, было отмечено, что  в данной сфере интересы государства и муниципальных образования также защищаются не в полной мере.

К примеру, Светлогорской межрайонной прокуратурой установлено, что на исполнении в ОСП Светлогорского городского округа в 2017 году находилось 125 исполнительных производств о взыскании задолженности с юридических лиц в пользу муниципальных образований на общую сумму взыскания около 42,5 млн.рублей.

В 2017 году ОСП Светлогорского городского округа окончено и прекращено только 19 исполнительных производств рассматриваемой категории на общую сумму чуть более 2,6 млн.рублей.

Выборочная проверка исполнительных производств показала, что какие-либо меры принудительно исполнения длительное время судебными приставами вовсе не применялись.

Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Ленинградского района, Московского, Центрального районов г. Калининграда.

Прокурорами городов и районов также выявлены нарушения, связанные с использованием государственной собственности.

Предметом обсуждения на коллегии стали и ситуации с незаконной продажей 56 земельных участков на территории МО «Пионерский городской округ», находящихся в неразграниченной государственной собственности (http://prokuratura39.ru/2017/07/25/po-trebovaniyu-prokurora-sud-vernul-v-g/), а также с незаконной застройкой территории  авиационно-спортивного клуба (http://prokuratura39.ru/2017/08/24/prokuror-dobivaetsya-v-sudebnom-poryad/, http://prokuratura39.ru/2017/08/01/prokuror-potreboval-ot-rukovoditelya-2/).

Выявлялись прокурорскими проверками и многочисленные нарушения при использовании муниципальной собственности, нарушения порядка регистрации прав на недвижимое имущество, при ведении реестров муниципального  имущества, при проведении инвентаризации муниципального имущества.

Всего в ходе проверки прокурорами выявлено 175 нарушений закона, в связи с чем внесено 48 представлений, принесено 30 протестов, 12 из которых к настоящему времени рассмотрены и удовлетворены, в суды подано 9 исковых заявлений, возбуждено 8 дел об административном правонарушении.

По итогам заседания коллегия приняла решение,  направленное на реализацию организационно-практических мер по повышению эффективности дальнейшей деятельности органов прокуратуры области в указанной сфере.