Обзор изменений федерального и регионального законодательства, касающегося полномочий органов местного самоуправления за период с апреля по июнь 2018 г.

В ходе проведения прокуратурой области мониторинга изменений федерального и регионального законодательства установлено следующее.

  1. Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по определению предельных индексов изменения размера платы за содержание жилого помещения, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения и данный размер установлен органом местного самоуправления.
  2. Федеральным законом от 04.06.2018 № 145-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» к основным принципам организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) отнесена оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
  3. Федеральным законом от 04.06.2018 № 146-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уточнено понятие муниципальной услуги.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 146-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления — деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

  1. Федеральным законом от 04.06.2018 № 142-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году» к полномочиям финансового органа муниципального образования отнесено установление порядка направления главным распорядителем средств бюджета муниципального образования в финансовый орган муниципального образования информации о результатах рассмотрения дела в суде по искам о взыскании денежных средств, порядка представления информации о наличии оснований для обжалования судебного акта.

Изменениями также предусмотрено, что муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть установлен порядок представления главным распорядителем средств бюджета муниципального образования в финансовый орган муниципального образования информации о совершаемых действиях, направленных на реализацию муниципальным образованием права регресса, либо об отсутствии оснований для предъявления иска о взыскании денежных средств в порядке регресса.

  1. Федеральным законом от 04.06.2018 № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации» до шести месяцев уменьшен установленный частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации годичный срок, который дается собственникам помещений в многоквартирном доме для выбора способа управления этим домом, в случае если не был выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, по истечении которого органом местного самоуправления проводится открытый конкурс по отбору управляющей организации.

Кроме того, конкретизирован перечень случаев, установленных частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

  1. Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде» к полномочиям органов местного самоуправления отнесена организация работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
  3. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.05.2018 № 172 «Об утверждении Порядка определения резервного количества транспортных средств каждого класса в зависимости отмаршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок» регламентирована процедура определения резервного количества транспортных средств для установления количества карт маршрута регулярных перевозок.

К полномочиям уполномоченного органа местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа отнесено установление, изменение, отмена маршрутов регулярных перевозок в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа.

  1. Законом Калининградской области от 24.04.2018 № 163 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О наделении органов местного самоуправления Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области» уточнен перечень межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах Калининградской области, в отношении которых органы местного самоуправления городского округа «Город Калининград» наделены отдельными государственными полномочиями Калининградской области по организации транспортного обслуживания населения.

К полномочиям органов местного самоуправления «Советского городского округа» отнесена организация транспортного обслуживания населения по межмуниципальному маршруту «Советск — пос. Ржевское».

Законом Калининградской области от 31.05.2018 № 174 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О муниципальной службе в Калининградской области» уточнено, что соотношение устанавливается с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям гражданской службы.

Наряду с этим, в новой редакции изложено приложение № 2 к Закону, определяющее соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Калининградской области.