Обзор изменений федерального и регионального законодательства, касающихся полномочий органов местного самоуправления в июле 2018 г.

По результатам проведенного прокуратурой области мониторинга изменений федерального и регионального законодательства установлено следующее.

  1. Федеральным законом от 19.07.2018 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг» расширены требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг, конкретизирована процедура обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную, муниципальную услугу.

В частности, в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром либо организацией, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной или муниципальной услуги.

В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

Данный Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации «www.pravo.gov.ru» 19.07.2018).

  1. Федеральным законом от 19.07.2018 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» дополнен статьей 8.1 наделяющей органы местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях полномочиями по подготовке населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций и полномочиями по согласованию схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Федеральным законом № 210-ФЗ также определено, что указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2Федерального закона № 210-ФЗ Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации «www.pravo.gov.ru» 19.07.2018).

  1. Федеральный закон от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» (вступающий в силу с 1 января 2019 г.) направлен на совершенствование мер в сфере лесовосстановления и лесоразведения.

В частности, изменениями предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, которые используют леса и (или) на которых Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по выполнению таких работ.

Лица, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по выполнению работ по лесоразведению, составляют проект лесоразведения. Состав проекта лесоразведения, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

  1. Федеральным законом от 19.07.2018 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» установлено, что элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность постоянного горения огня, является Вечным огнем. Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность периодического горения огня, является Огнем памяти.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества отнесено осуществление взаимодействия с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества в целях организации централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти.

  1. Федеральным законом от 19.07.2018 № 222-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 222-ФЗ) к полномочиям финансового органа муниципального образования отнесено установление случаев и условий при которых может быть продлен срок исполнения бюджетной меры принуждения.

Наряду с этим Федеральным законом № 222-ФЗ усовершенствован порядок принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства. Данные изменения применяются к объектам капитального строительства, решения (изменения в решения в связи с увеличением стоимости и (или) изменением мощности объекта) о финансовом обеспечении которых за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации принимаются (вносятся) после 1 января 2019 года.

В частности предусмотрено, что в случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства является обязательной, то решение об осуществлении инвестиций в такие объекты должно приниматься, в том числе на основании подготовленного обоснования инвестиций, а также результатов технологического и ценового аудита такого обоснования.

Порядок принятия решений о предоставлении субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок предоставления указанных субсидий, включая требования к соглашениям о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

  1. Федеральным законом от 29.07.2018 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей» органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением наделены правом осуществления мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

7.Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены правила проведения рекультивации и консервации земель, которыми установленпорядок разработки, согласования и утверждения проекта рекультивации земель и консервации земель, требования к его содержанию; порядок определения лица, ответственного за разработку проекта; цели и результаты проведения рекультивации земель и земельных участков;  перечень земель и земельных участков, в отношении которых проведение рекультивации или консервации является обязательной; перечень технических и биологических мероприятий по рекультивации и консервации земель, порядок их осуществления; сроки проведения работ по рекультивации земель, сроки консервации земель и земельных участков, а также порядок их определения; порядок завершения работ по рекультивации земель, консервации земель.

В частности, п. 4 указанных правил предусмотрено, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработкапроекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, — в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.