ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА НОЯБРЬ 2018 ГОДА

Федеральным законом от 12.11.2018 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступающим в силу с 01.01.2019) вводится административная ответственность за нарушение сроков направления документов для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях наделены должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделены судьи.

Федеральным законом от 12.11.2018 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что в случае, если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья разрешает вопрос об участии указанного лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности. Судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи по ходатайству участника производства по делу либо по собственной инициативе.

Федеральным законом от 12.11.2018 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации»введена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет по месту пребывания в нежилом помещении.

При этом уточнено, что под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.».

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.11.2018 № 695н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2018 года» установленавеличина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за III квартал 2018 года на душу населения в размере 10451 рубля, для трудоспособного населения — 11310 рублей, пенсионеров — 8615 рублей, детей — 10302 рублей.

Федеральным законом от 28.11.2018 № 433-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»утверждены основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и плановый период 2020 — 2021 годов».

Общий объем доходов бюджета Фонда на 2019 год прогнозируется в сумме 2 098,2 млрд. рублей, на 2020 год — 2 349,9 млрд. рублей, на 2021 год — 2 495,8 млрд. рублей.

Расходы бюджета Фонда на 2019 год запланированы в сумме 2 190,4 млрд. рублей, на 2020 год — 2 350,5 млрд. рублей, на 2021 год — 2 501,5 млрд. рублей.

Дефицит бюджета Фонда в 2019 году составит 92,2 млрд. рублей, в 2020 и 2021 годах 0,5 млрд. рублей и 5,7 млрд. рублей соответственно.

Основным источником формирования доходной части бюджета Фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, доля которых в общих доходах планируется: в 2019 году — 96,2% (2 019,1 млрд. рублей), в 2020 году — 89,6% (2 105,7 млрд. рублей) и в 2021 году — 89,2% (2 226,5 млрд. рублей).

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, планируется направить из бюджета Фонда в 2019 году 100,8 млрд. рублей, в 2020 году — 103,9 млрд. рублей, в 2021 году — 109 млрд. рублей.

Федеральным законом от 28.11.2018 № 434-ФЗвнесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие, что в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир.

Также определено, что в случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.

Кроме того установлено, что модернизация лифтов, ремонт лифтовых машинных и блочных помещений в многоквартирном доме будут осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта. Указанные работы в приоритетном порядке также могут быть предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

Федеральным законом от 28.11.2018 № 435-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации»изменено соотношение количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, необходимых для принятия общим собранием решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Требуемое количество голосов снижено с «не менее двух третей голосов от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме» до «более чем пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме».

Федеральным законом от 28.11.2018 №436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» срок деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства продлен до 1 января 2026 года.

Ранее действовавшей редакцией Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», срок прекращения деятельности Государственной корпорации — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства был определен 1 января 2019 года.

Наряду с этим, на Фонд возложены задачи по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, а также обязанности по осуществлению мониторинга реализации региональными операторами деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Кроме того, уточнено понятие аварийного жилищного фонда путем отнесения к нему многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными до 1 января 2017 года.

Федеральным законом от 28.11.2018 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»на медицинские организации возложена обязанность по использованию средств нормированного страхового запаса территориального фонда для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

При этом установление порядка формирования средств нормированного страхового запаса, условия их предоставления медицинским организациям и порядок их использования отнесено к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 437-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки

Федеральным законом от 28.11.2018 № 440-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 5.1 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» уточнено, что осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа фильма по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и показа фильма на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале, который включен в перечень кинофестивалей и общая продолжительность которого составляет не менее трех и не более пятнадцати дней, при условии, что показ такого фильма на данном кинофестивале осуществляется не более пяти раз, а в случае проведения мероприятий данного кинофестиваля с периодичностью более одного раза в год их общая продолжительность не должна превышать пятнадцать дней, а каждое мероприятие не должно длиться менее трех дней подряд и суммарное количество показов такого фильма на всех мероприятиях данного кинофестиваля не должно превышать пять раз, а также за исключением некоммерческого показа музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, парками культуры и отдыха, библиотеками, архивами, научными организациями или образовательными организациями перешедших в общественное достояние фильмов, созданных на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации. Не требуется получение прокатного удостоверения в случае показа фильмов исключительно в культурно-просветительских целях в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями, реализующими основные и дополнительные образовательные программы, а также в случае показа фильмов зарубежного производства на межгосударственных мероприятиях, проводимых в рамках культурного обмена между Российской Федерацией и иностранным государством.

Федеральным законом от 28.11.2018 № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации»предусмотрено, что с1 января 2021 года отказ в предоставлении гражданам субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг возможен будет лишь при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

При этом информацию о наличии у граждан такой задолженности региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение будет получать из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Также определено, что законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 442-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru — 28.11.2018), за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2021 года.

Федеральным законом от 28.11.2018 № 445-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»установлено, что гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета:

удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);

справка взамен военного билета.

Органы, осуществляющие воинский учет, вправе с согласия граждан выдавать им также персональные электронные карты. Персональная электронная карта может содержать персональные данные гражданина, в том числе биометрические, определенные Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

Федеральным законом от 28.11.2018 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» введен запрет на возмещение хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети расходов, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров.

Наряду с этим определено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещено навязывать условия о возврате поставщику продовольственных товаров, таких товаров, срок годности на которые установлен свыше тридцати дней, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Кроме того, установлен запрет на заключение между собой договора, содержащего условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, на которые срок годности установлен до тридцати дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, если иное допускается или предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Федеральным закон от 28.11.2018 № 448-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» введено понятие биоэтанола, согласно которому биэтанол — денатурированный этиловый спирт (денатурат), который произведен из пищевого и (или) непищевого сырья растительного происхождения, денатурация которого осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона, и в котором содержится не более 1 процента воды.

Кроме того данным Федеральным законом урегулирован порядок оборота биоэтанола.

Федеральным законом от 28.11.2018 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения» (вступающим в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений — официальный интернет-портал правовой информации  www.pravo.gov.ru, 28.11.2018) требования в сфере обращения лекарственных средств исключаются из сферы регулирования Федерального закона  от 27.12.2002 N 184-ФЗ«О техническом регулировании».

Федеральным законом № 449-ФЗ также определен общий порядок ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 449-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru — 28.11.2018), за исключением абзаца 8 пункта 3 статьи 3, вступающего в силу со дня официального опубликования.

Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в кодексах и в отдельных законах термин «подведомственность» заменен термином «компетенция» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов (также разрешены отдельные спорные проблемы, связанные с определением надлежащего суда для рассмотрения некоторых категорий дел), термин «место нахождения», заменен термином «адрес».

Внесенными изменениями к компетенции мирового судьи при рассмотрении гражданских дел в первой инстанции отнесены дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.

Наряду с этим:

 уточнены особенности рассмотрения судом общей юрисдикции, арбитражным судом дел в порядке упрощенного производства, а также арбитражным судом дел приказного производства, апелляционных жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции;

установлены порядок рассмотрения апелляционных жалобы, представления, поступивших в суд апелляционной инстанции после рассмотрения дела, срок подачи кассационных жалобы, представления, порядок принятия кассационных жалобы, представления к производству суда, оставления их без движения, обжалования определений суда кассационной инстанции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения и о возвращении кассационных жалобы, представления, а также порядок рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции;

глава 41 ГПК РФ дополнена параграфом 2 «Производство в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации»;

в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации закреплен порядок рассмотрения и разрешения судами дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и о признании информационных материалов экстремистскими.

Федеральный закон № 451-ФЗ вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»утвержден федеральный бюджет на 2019-2021 годы.

Основные характеристики федерального бюджета на 2019 год определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 105 820,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,3 процента.

На 2019 год прогнозируется общий объем доходов федерального бюджета в сумме 19,97 трлн. рублей, общий объем расходов — в сумме 18,04 трлн. рублей.

Основные характеристики федерального бюджета на 2020 год и на 2021 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере соответственно 110 732,0 млрд. рублей и 118 409,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 3,8 процента и 4,0 процента.

На 2020 год прогнозируется общий объем доходов федерального бюджета в сумме 20,22 трлн. рублей, расходов в сумме 18,99 трлн.Рублей.

На 2021 год объем доходов определен в сумме 20,98 трлн. рублей, расходов — в сумме 20,03 трлн.Рублей.

Законом предусматривается выделение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации ежегодно в размере около 2 трлн. рублей.

В 2019 году размер материнского (семейного) капитала составит 453 026,0 рубля.

Размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, определен в сумме 280 009,7 рубля.

Также на 2019 год установлена величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 8 846,0 рубля.

Постановлением Правительства Российский Федерации от 26.11.2018 № 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»утвержден порядок лекарственного обеспечения из федерального бюджета лиц, больных указанными заболеваниями.

Наряду с этим признаются утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации регулирующие аналогичные отношения.

Перечень заболеваний для лекарственного обеспечения за счет бюджета расширен Федеральным законом от 03.08.2018 № 299-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства № 1416 данное постановление вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением пункта 2, вступающего в силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru — 27.11.2018).