Порядок рассмотрения обращений управляющими компаниями

В соответствии со ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, установлена административная ответственность.

В ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) установлен 30-дневный срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.02.2019 № 48-АД19-2, № 88-АД19-2, управляющие многоквартирными домами компании являются обычными юридическими лицами, созданными для получения прибыли и не осуществляют публично значимые функции. Таким образом правоотношения, возникающие между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими компаниями носят гражданско-правовой характер и на них не распространяются требования Закона № 59-ФЗ, в том числе об обязанности рассмотрения обращений в 30-дневный срок.

В соответствии с указанными постановлениями Верховного Суда Российской Федерации отменены постановления нижестоящих судов о привлечении к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ руководителей управляющих компаний за нарушение срока рассмотрения письменных обращений.