ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ИЮНЬ 2019 ГОДА

  1. Федеральным законом от 06.06.2019 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточняются отдельные понятия.

В частности согласно внесенным изменениям диагностическая карта — документ, в электронном виде, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, также на бумажном носителе, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования).

Наряду с этим введены такие понятия как диагностическая линия, производственно-техническая база оператора технического осмотра, подтверждение соответствия требованиям аккредитации, пропускная способность, средства фотофиксации.

Также предусмотрено, что одним из требований аккредитации в сфере технического осмотра является наличие на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, производственно-технической базы, соответствующей требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

К полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено установление порядка организации и проведения технического осмотра автобусов.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере технического осмотра отнесено осуществление государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере технического осмотра отнесено осуществление мониторинга за исполнением законодательства Российской Федерации в области технического осмотра.

К полномочиям профессионального объединения страховщиков в сфере технического осмотра отнесено вынесение операторам технического осмотра предписаний об устранении выявленных нарушений.

Введена обязанность оператора технического осмотра осуществлять расчет значения пропускной способности каждого пункта технического осмотра в соответствии с методикой расчета ее значения (при этом установлено, что количество проведенных техосмотров не может превышать значение пропускной способности, включенное в реестр операторов технического осмотра, более чем на пять процентов).

На операторов технического осмотра возложена обязанность по передаче в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра фотографического изображения транспортного средства, в отношении которого проводилось техническое диагностирование (с указанием координат места нахождения транспортного средства), в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, дата и время начала и окончания проведения технического диагностирования.

Данный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 07.06.2019).

  1. Федеральным законом от 06.06.2019 № 126-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1.1 и 5 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и статью 3 Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» помимо существующих льгот, указанные категории граждан и проживающие с ними члены семей освобождены от внесения взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, платы за горячую и холодную воду и электроэнергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

  1. Федеральным законом от 06.06.2019 № 131-ФЗ «О внесении изменений в статью 32.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 19.1 и 46 Федерального закона «О связи» к обязательным общедоступным телеканалам отнесены муниципальные обязательные общедоступные телеканалы.

Муниципальный обязательный общедоступный телеканал выбирается из числа телеканалов, продукция которых содержит не менее семидесяти пяти процентов национальной продукции средства массовой информации, не менее двадцати процентов от общего времени вещания которых составляют программы, освещающие вопросы местного значения, и трансляция которых осуществляется на территории соответствующего муниципального образования.

Порядок выбора такого телеканала устанавливается Правительством Российской Федерации.

Муниципальный обязательный общедоступный телеканал транслируется оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (кроме оператора, осуществляющего трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов с использованием сетей спутникового телерадиовещания) в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего муниципального образования на 22 позиции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Прием оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов сигнала, посредством которого осуществляется трансляция муниципального обязательного общедоступного телеканала, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.

  1. Федеральным законом 06.06.2019 № 132-ФЗ «О внесении изменения в статью 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступающим в силу с 1 июля 2019 г. определение порядка осуществления контроля за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

  1. Федеральным законом от 06.06.2019 № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в части государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» установлено, что зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов может быть перерегистрирована в сторону увеличения один раз в календарном году на основании представленного в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти до 1 октября каждого года заявления держателя или владельца регистрационного удостоверения (уполномоченного им лица). Цена также может быть перерегистрирована в сторону снижения на основании заявления указанного лица.

Одновременно, установлены случаи, когда держатель или владелец регистрационного удостоверения лекарственного препарата (уполномоченное им лицо) обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление о перерегистрации зарегистрированной предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в сторону снижения.

В частности, к таким случаям отнесено:

снижение цены в иностранной валюте на лекарственный препарат в стране производителя и (или) в странах, в которых лекарственный препарат зарегистрирован и (или) в которые поставляется производителем;

снижение цен на референтные лекарственные препараты включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов(для соответствующих воспроизведенных, биоаналоговых (биоподобных) лекарственных препаратов);

снижение цен на референтные лекарственные препараты,включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (для соответствующих воспроизведенных, биоаналоговых (биоподобных) лекарственных препаратов);

превышение предельной отпускной цены на первый воспроизведенный, биоаналоговый (биоподобный) лекарственный препарат иностранного производства над предельной отпускной ценой производителя на второй воспроизведенный, биоаналоговый (биоподобный) лекарственный препарат, рассчитанной в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации;

превышение предельной отпускной цены на первый воспроизведенный, биоаналоговый (биоподобный) лекарственный препарат производителя государства — члена Евразийского экономического союза над предельной отпускной ценой производителя на второй воспроизведенный, биоаналоговый (биоподобный) лекарственный препарат производителя государства — члена Евразийского экономического союза, рассчитанной в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом предусмотрено, что зарегистрированные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона предельные отпускные цены производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежат обязательной перерегистрации в 2019-2020 годах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

  1. Федеральным законом от 06.06.2019 № 135-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования (статья 8.5.2 КоАП РФ).

  1. Федеральным законом от 06.06.2019 № 138-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» определено, что залоговая стоимость земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения по соглашению залогодателя с залогодержателем может быть определена исходя из его кадастровой стоимости без проведения оценки рыночной стоимости такого земельного участка

При обращении взыскания на заложенный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность получения доходов производителем сельскохозяйственной продукции, использующим такой земельный участок, по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

  1. В соответствии с Федеральным законом от 06.06.2019 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования» заключение договора водопользования, в том числе по результатам аукциона, допускается с физическими лицами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.

Предоставление водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации либо собственности муниципального образования, в пользование физическим или юридическим лицам возможно в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.

Ведение реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования (далее — реестр) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В реестр включается информация о водопользователях, права пользования водными объектами которых были принудительно прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 3 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации, а также о победителях аукциона на право заключения договора водопользования, уклонившихся от заключения договора водопользования.

Порядок ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в реестре, размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра, и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Предусматривается, что указанная информация исключается из реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр, а также по решению суда.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2019).

  1. Федеральным законом от 17.06.2019 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению лицензирования и аккредитации филиалов организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, расположенных в других субъектах Российской Федерации.

Наряду с этим предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части осуществления лицензионного контроля.

  1. Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» глава 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена статьями, предусматривающими административную ответственность за:

несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (статья 6.35 КоАП РФ);

несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (8.2.1КоАП РФ);

несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (8.2.2 КоАП РФ);

несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (8.2.3КоАП РФ);

нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (8.5.1 КоАП РФ);

неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (8.41.1КоАП РФ).

  1. Изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.06.2019 № 143-ФЗ в статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность в случае изготовления или распространения продукции средства массовой информации в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации, либо распространение продукции зарубежного периодического печатного издания без разрешения на ее распространение на территории Российской Федерации.

  1. Федеральным законом от 17.06.2019 № 142-ФЗ «О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях режима чрезвычайной ситуации, вызванной лесными пожарами.

  1. Федеральным законом от 17.06.2019 № 144-ФЗ «О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» расширен перечень иностранных работников, которых работодатель и заказчик работ (услуг) вправе привлекать и использовать без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В частности в указанный перечень включены лица:

приглашенные в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

прибывшие в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

прибывшие в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления гастрольной деятельности, творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности в течение срока, не превышающего тридцати суток.

  1. Федеральным законом от 17.06.2019 № 145-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части организации чемпионатов по профессиональному мастерству» предусмотрено, что в целях подготовки и проведения чемпионатов по профессиональному мастерству на территории Российской Федерации организация, которая определяется Правительством Российской Федерации для представления Российской Федерации в международной организации «WorldSkills International» (далее — организация), привлекает и использует для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на период подготовки и проведения указанных чемпионатов в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, при этом:

1) организации не требуется получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

2) иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности, не требуется получение разрешения на работу или патента;

3) приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности выдается иностранному гражданину без учета соответствующей квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Перечень чемпионатов по профессиональному мастерству и периоды их подготовки и проведения на территории Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации.

В целях проведения тренировок национальной сборной Российской Федерации по профессиональному мастерству для участия в международных соревнованиях организация привлекает и использует для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в указанных целях, в течение не более тридцати дней, при этом:

1) организации не требуется получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

2) иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности, не требуется получение разрешения на работу или патента;

3) приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности выдается иностранному гражданину без учета соответствующей квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Указанные соревнования в 2019 году пройдут в Российской Федерации в Казани в период с 23 по 27 августа.

  1. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.06.2019 № 146-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пятнадцати лет лишения свободы.

Наряду с этим статья 263 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена частями первой.1 и первой.2, устанавливающими уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи и статьей 271.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Кроме того, установлена повышенная ответственность за совершение указанного преступления в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности:

причинение тяжкого вреда здоровью человека;

смерть человека;

смерть двух или более лиц.

  1. Федеральным законом от 17.06.2019 № 147-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» уточнены компенсационные выплаты не подлежащие налогообложению, введено уточнение, согласно которому доходы физических лиц в виде компенсаций за неиспользованные отпуска, а также за неиспользованные предоставленные дополнительные сутки отдыха не подлежат освобождению от налогообложения на основании статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Наряду с этим расширен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению.

Например, к таким доходам отнесены:

денежная компенсация взамен полагающегося из государственной или муниципальной собственности земельного участка, если такая компенсация установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации; доходы в виде ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», установленной Федеральным законом от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»;

доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с рождением ребенка;

доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные инвалидами или детьми-инвалидами в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации лицам (родителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами.