ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ПЕРИОД С 1 ПО 10 МАЯ 2019 ГОДА

1.Федеральным законом от 01.05.2019 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 56.1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к случаям, когда заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием и конкурса с ограниченным участием в электронной форме, отнесены случаи оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.

2.Федеральным законом от 01.05.2019 № 73-ФЗ статья 3 Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» дополнена пунктом 4 предусматривающим, что в случае получения в результате принятия наследства в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства лицами, указанными в части 1 статьи 2 Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование иностранных финансовых инструментов, а также приобретения статуса учредителя и (или) бенефициара учрежденного в соответствии с законодательством иностранного государства доверительного управления наследственным имуществом (наследственного фонда, траста) указанные лица обязаны в течение шести месяцев со дняпринятия наследства или передачи иностранных финансовых инструментов учредителю и (или) бенефициару доверительного управления наследственным имуществом (наследственного фонда, траста) закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение полученных иностранных финансовых инструментов, прекратить владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами иным способом.

3.Федеральным законом от 01.05.2019 № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком — физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика» предусматривается предоставление гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отсрочки погашения суммы основного долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) и установление запрета на применение в указанный период предусмотренных законодательством Российской Федерации последствий нарушения заемщиком сроков возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов по соответствующим договорам, а также на обращение взыскания на заложенное имущество, в случае если оно является единственным жилым помещением заемщика.

Заемщики, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут обратиться к кредитору с требованием об установлении отсрочки погашения кредита (займа) сроком до 6 месяцев, в рамках которого по выбору заемщика может быть приостановлено исполнение обязательств либо уменьшен размер периодических платежей заемщика.

По истечении указанного срока платежи, предусмотренные договором, продолжают осуществляться в размере и с периодичностью, установленной договором. При этом платежи, которые не были уплачены заемщиком в течение указанной отсрочки, подлежат уплате заемщиком на первоначальных условиях, в конце срока возврата кредита, который соответственно увеличивается на срок, необходимый для их уплаты.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru 01.05.2019).

4.Федеральным законом от 01.05.2019 № 84-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне» уточнено, что обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны осуществляют:

на федеральном уровне — орган повседневного управления (Национальный центр управления в кризисных ситуациях), находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

на региональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Федеральным законом осуществление руководства гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возлагается соответственно на высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru 01.05.2019).

5.Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введен новый вид муниципального образования – муниципальный округ и дано его понятие.

В частности данным Федеральным законом предусмотрено, что муниципальный округ — несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом также уточнено понятие городского округа в силу которого городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.

Наряду с этим установлены требования к наименованию муниципальных образований, уточнены порядки установления и изменения границ муниципальных образований, преобразования муниципальных образований.

В соответствии с предусмотренным Федеральным законом переходным периодом со дня вступления его в силу до 1 января 2025 года городские округа, которые не соответствуют требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа либо к плотности населения на территории городского округа, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), наделяются законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа;

Кроме того, в указанный переходный период Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ).

6.Федеральным законом от 01.05.2019 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 7 Федерального закона «О рекламе» установлен запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения новых потенциально опасных психоактивных веществ, о способах и местах культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, пропаганду каких-либо преимуществ использования новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Наряду с этим Федеральным законом расширен перечень товаров, реклама которых не допускается.

В частности к таким товарам отнесены новые потенциально опасные психоактивные вещества.

7.Федеральным законом от 01.05.2019 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» дополнительно возлагается обязанность по обеспечению установки в своей сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего, представлению информации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о фактическом месте установки технических средств противодействия угрозам.

Порядок установки, эксплуатации и модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам утверждается Правительством Российской Федерации.

При этом, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не обязан ограничивать доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступ к которой должен быть ограничен в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», если доступ к такой информации в сети связи оператора связи ограничивается с помощью технических средств противодействия угрозам в порядке централизованного управления сетью связи общего пользования.

Также Федеральным законом установлено, что оператор связи не может быть привлечен к ответственности и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных условий, если нарушения вызваны сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам.

Введено понятие «точка обмена трафиком»,согласно которому точка обмена трафиком — это совокупность технических и программных средств и/или сооружений связи, с использованием которых собственник или иной их владелец обеспечивает возможность для соединения и пропуска в неизменном виде трафика между сетями связи, если собственник или иной владелец сетей связи имеет уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет. Собственники или иные владельцы точек обмена трафиком не вправе подключать к точкам обмена трафиком сети связи, владельцы которых не соблюдают установленных требований.

Наряду с этим Федеральным законом регламентированы вопросы организации деятельности по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», управления сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения.

Одновременно Федеральным законом на государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения при осуществлении взаимодействия в электронной форме, в том числе с гражданами (физическими лицами) и организациями возлагается обязанность обеспечивать возможность осуществления такого взаимодействия в соответствии с правилами и принципами, установленными национальными стандартами Российской Федерации в области криптографической защиты информации, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2019 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

8.Федеральным законом 01.05.2019 № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предусмотрено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка может быть подано гражданином в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (пребывания) или фактического проживания.

До принятия данного Федерального закона такие заявления подавались указанными лицами только по месту жительства.

Федеральным законом также определено, что информация о назначении и об осуществлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит размещению в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

9.Федеральнымзаконом от 01.05.2019 № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширены перечень информации, запрещенной для распространения среди детей, общие и дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.

В частности к такой информации отнесена информация, содержащая изображение или описание сексуального насилия,

На организатора зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей возложена обязанность не допускать на такое мероприятие лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

В целях выполнения указанной обязанности, а также в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей, или лица, контролирующего проход на такое зрелищное мероприятие, сомнения в достижении лицом, желающим приобрести входной билет, получить приглашение или иной документ, предоставляющий право посещения зрелищного мероприятия, либо пройти на такое зрелищное мероприятие, совершеннолетия лицо, непосредственно осуществляющее реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия, или лицо, контролирующее проход на такое зрелищное мероприятие, вправе потребовать у посетителя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого посетителя.

При этом порядок и условия присутствия (допуска) детей при проведении зрелищных мероприятий (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании) определяются локальным актом организатора зрелищного мероприятия с учетом положений частей 3, 5 и 7.1 статьи 11 от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Наряду с этим установлен запрет допуска к распространению информационной продукции, содержащей указанную информацию, на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией образовательных организаций, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций отдыха и оздоровления детей.

В целях информирования распространителей информационной продукции, сведения об указанных организациях, находящихся в границах муниципального образования, их полного наименования, фирменного наименования (для коммерческих организаций), размещаются органом местного самоуправления на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а в случае отсутствия технической возможности разместить данные сведения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» данные сведения размещаются на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

Порядок размещения таких сведений устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

Также установлен запрет проката, аренды, а также выдачи из фондов общедоступных библиотек информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. В случае возникновения у продавца или арендодателя, непосредственно осуществляющих продажу, сдачу в прокат или аренду информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей сомнения в достижении лицом, желающим приобрести, взять в прокат или аренду указанную продукцию, совершеннолетия продавец или арендодатель вправе потребовать у этого лица документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого лица.

Кроме того, Федеральным законом установлен запрет на продажу информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей с использованием автоматов.

При размещении анонсов фильмов, содержащих информацию, запрещенную для распространения среди детей, не допускается использование фрагментов указанных фильмов, содержащих информацию, запрещенную для распространения среди детей, перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании, классифицированного по категории информационной продукции.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019)за исключением пункта 5 статьи 1, вступившего в силу со дня официального опубликования.

10.Федеральным законом от 01.05.2019 № 94-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.3-3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» расширен перечень проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности не подлежащих оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В частности, Федеральным законом к таким проектам отнесены проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:

устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);

разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

11.Федеральным законом от 01.05.2019 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что административная ответственность, установленная ч. 3 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступаети за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения

Наряду с этим, в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения уточняющие наименование Росфинмониторинга в связи с наделением его полномочиями по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения.

12.Федеральным законом от 01.05.2019 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» в сфере осуществления межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации» расширены полномочия главного судебного пристава Российской Федерации, главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, старших судебных приставов в части вопросов, связанных с межгосударственным розыском лиц, осуществляемым в соответствии с международным договором Российской Федерации. Наряду с этим расширены обязанности судебного пристава-исполнителя, связанные с межгосударственным розыском лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

13.Федеральным законом от 01.05.2019 № 98-ФЗ (вступающим в силу с 01.09.2019) статья 22Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»дополнена пунктом 2.1 согласно которому граждане, указанные в пункте 2 статьи 23 и пункте 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и отказавшиеся от реализации своего права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу, призываются на военную службу.

Отказ от реализации права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу осуществляется посредством подачи гражданином заявления о таком отказе в призывную комиссию. Указанное заявление приобщается к протоколу заседания призывной комиссии.

Данным Федеральным законом также предусмотрено, что граждане, призванные на военную службу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при наличии у них обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», имеют право на досрочное увольнение с военной службы.

14.Федеральным законом от 01.05.2019 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирован порядок установления соответствия классных чинов должностям государственной гражданской службы.

В частности Федеральным законом определено, что соответствие классных чинов гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной гражданской службы высшей группы должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.

Соответствие классных чинов гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной гражданской службы главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей в федеральных органах исполнительной власти устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации. В иных федеральных государственных органах указанное соответствие устанавливается актом федерального государственного органа.

Соответствие классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru 01.05.2019).