О изменениях законодательства, регулирующего сферу безопасности дорожного движения.

С 1 октября 2019 года вступили в силу изменения в ст.11.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которыми введены новые правила оформления европротокола без участия сотрудников полиции. Самостоятельно оформить ДТП по европротоколу можно при одновременном наличии следующих условий:

— в аварии пострадали только две машины, вред причинен только транспортным средствам;

— ущерб здоровью и жизни людей не причинен;

— оба автовладельца застраховали гражданскую ответственность, имеют действующие полисы ОСАГО.

Согласно этих правил, с 1 октября 2019 года разногласия участников ДТП по поводу обстоятельств аварии больше не будут препятствовать самостоятельному оформлению европротокола.

При этом, в протоколе должны быть указаны детали происшествия, данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, перечислены повреждения с подробным описанием.

Максимальная выплата по европротоколу составляет 100 000 рублей.

Однако, есть и исключения, при которых максимальная выплата составляет 400 000 рублей. Для этого нужно, чтобы у водителей не было разногласий по обстоятельствам ДТП и по повреждениям транспортных средств, а для оформления должно использоваться специальное мобильное приложение или данные системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Новое мобильное  приложение для оформления европротокола — «Помощник ОСАГО» начало действовать с 1 ноября 2019 года.

Приложение будет доступно только тем водителям, у кого есть подтвержденная учетная запись на портале госуслуг — его нужно будет привязать к личному кабинету. Оформление ДТП идет на смартфоне одного из участников, программа пошагово подсказывает, какие графы надо заполнить, а также что и как сфотографировать. При этом большая часть сведений автоматически переходит из личного кабинета. Далее документ отсылается на почту второму участнику, тот подтверждает, что у него нет возражений, после чего информация уходит в общую базу данных ОСАГО и в страховые компании участников происшествия. Сервис также доступен и непосредственно на сайте госуслуг.

Первое время приложение будет доступно в тестовом режиме в Республике Татарстан, в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. На всю страну его планируют распространить в 2020–2021 году.

Кроме того, рядом нормативных актов введены изменения в  Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в Кодекс об административных правонарушений, в  Правила проведения технического осмотра транспортных средств («Федеральные законы от30.10.2918 № 386-ФЗ, от 26.07.2019 №216-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1276), которые существенно изменили действующий порядок тахографического контроля

Так, статья 2 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» дополнена абзацем, раскрывающим понятие «тахографа», как технического средства контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

Начиная с 1 ноября 2019 года, эти приборы в обязательном порядке должны быть установлены на все грузовики свыше 3,5 тонн и на автобусы, количество посадочных мест в которых превышает восемь (не считая водителя).

Ряд изменений внесен в статью 11.26 КоАП РФ, в соответствии с которыми дифференцирована и повышена административная ответственность водителей, перевозчиков и должностных лиц за неиспользование на транспортных средствах тахографов.

Ответственность за отсутствие тахографа, когда его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством, несёт как сам водитель, так и его работодатель. За нарушение водитель должен будет заплатить штраф в размере от 3000 до 5000 рублей.

Должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица несут ответственность в  этом случае или в случае установки тахографа с нарушением установленных требований в виде штрафа: — должностные лица в размере от 7000 до 10000 рублей;  индивидуальные предприниматели — от 15000 до 25000 рублей;  юридические лица – от 25000 до пятидесяти тысяч до 50 000 рублей.

С помощью тохографа регистрируется информации, в том числе, и о времени управления транспортным средством, о режиме труда и отдыха водителя.

С 1 ноября 2019 года  дополнительно введена административная ответственность не только за несоблюдение режима труда и отдыха водителей,  но и за несоблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха. При этом, введена ответственность за указанные нарушения в отношении должностных и юридических лиц, а также для индивидуальных предпринимателей.

Так, за указанные нарушения, для водителей предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц — от 7000 до 10 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей- от 15 000 до 25 000 рублей, и юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей).

Статья 11.23 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому юридические и должностные лица несут ответственность за это нарушение в случае, если оно совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов РФ.

Также необходимо отметить, что с 1-го ноября 2019-го года наличие тахографа, его исправность, работоспособность будут проверяться при проведении технического осмотра транспортного средства. Тахограф будут проверять во всех автомобилях, где он должен быть по закону.

При отсутствии тахографа, при наличии тахографа, не соответствующего требованиям, при неисправном тахографе и т.п. владелец автомобиля диагностическую карту не получит, а с 27 июля 2020 года его в таком случае будут привлекать к административной ответственности за непрохождение техосмотра.