О результатах участия прокуратуры Калининградской области в муниципальном нормотворчестве в 2019 году

Одной из задач участия органов прокуратуры в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления является исключение норм противоречащих законодательству, коррупциогенных факторов на стадии подготовки проектов нормативных правовых актов.

Во взаимодействии с органами местного самоуправления прокурорам удалось добиться максимально полного направления в прокуратуру проектов муниципальных нормативных правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы.

В 2019 году в рамках проводимой работы прокурорами районного звена изучено 3789 проектов нормативных правовых актов муниципального уровня. По результатам их изучения в 374 проектах нормативных правовых актов выявлены противоречия законодательству и (или) коррупциогенные факторы, что позволило предотвратить принятие органами местного самоуправления незаконных нормативных правовых актов.

Нормотворческая работа прокуроров также направлена на своевременное принятие и приведение в соответствие с изменениями законодательства муниципальных нормативных правовых актов, устранению пробелов в нормативном правовом регулировании.

В этих целях в 2019 году прокурорами городов и районов в органы местного самоуправления направленно 163 информации, представления о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства муниципальных нормативных правовых актовиз которых 98 учтены и приняты необходимые нормативные правовые акты.

С использованием предоставленного уставами муниципальных образований права нормотворческой инициативы городскими и районными прокурорами в органы местного самоуправления в 2019 году направлен 41 проект нормативных правовых актов, 31 из которых принят в отчетном периоде.

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» субъекты общественного контроля вправе посещать в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

В ходе проводимой работы установлено, что муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий указанные правоотношения в муниципальном образовании «Городской округ «Город Калининград», отсутствует.

В целях устранения выявленного пробела в нормативном правовом регулировании на муниципальном уровне прокурором города Калининград подготовлен и внесен в городской Совет депутатов Калининграда проект решения «Об утверждении положения «О случаях и порядке посещения субъектами общественного контроля органов местного самоуправления, муниципальных организаций городского округа «Город Калининград», который рассмотрен и принят городским Советом депутатов в отчетном периоде.

Принятие данного нормативного правового акта позволит обеспечить реализацию прав граждан Российской Федерации на участие в осуществлении общественного контроля.

В связи с выявленными пробелами в нормативном правовом регулировании проекты аналогичных нормативных правовых актов прокурорами Гурьевского и Полесского районов в порядке нормотворческой инициативы подготовлены и направлены в соответствующие органы местного самоуправления.