Проверочный лист и его использование при проведении плановой проверки

В соответствии с ч. 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверочные листы (списки контрольных вопросов) включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки.

Проверочные листы разрабатываются и утверждаются самими органами контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации. Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177 (далее – Требования к проверочным листам).

Помимо перечня вопросов проверочный лист должен содержать следующие сведения:-указание вида контроля (надзора), вида (видов) деятельности объекта контроля, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;- указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, требованиями, установленными муниципальными правовыми актами, изложенными в форме проверочного листа (если это предусмотрено соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля);- наименование органа контроля (надзора) и реквизиты правового акта об утверждении формы проверочного листа.

Указанный список открытый, поскольку согласно подп. «ж» п. 4 Требований к проверочным листам в проверочный лист могут быть включены и иные данные, установленные положением, порядком или регламентом осуществления определенного вида контроля.

При этом предмет плановой проверки будет ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. При проведении проверки с использованием проверочного листа  заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки (ч. 11.5 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Следует отметить, что проверочные листы используются контролирующими органами только при проведении плановых проверок. При внеплановых проверках проверочные листы контролирующими органами не применяются.

Обязанность использования проверочных листов предусматривается соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), а также порядком организации и проведения отдельных видов государственного, муниципального контроля.

Если планируется проведение проверки несколькими контролирующими органами (совместная проверка), то могут применяться сводные проверочные листы.

Также необходимо отметить, что формы проверочных листов, утвержденные контрольно-надзорными органами федерального, регионального и муниципального уровня, должны быть размещены на официальных сайтах данных органов (п. 6 Требований к проверочным листам).

Эти формы могут использоваться юридическими лицами для самопроверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. То есть субъект предпринимательской деятельности может заранее ознакомиться с проверочными листами органа контроля (надзора), ответить на вопросы, указанные в проверочном листе, и в случае если его деятельность не соответствует каким-либо требованиям, устранить недостатки до проведения проверки контролирующим органом.